9. Александра Коновалова " Эскиз росписи ткани"

334
20000,00
р.
Коновалова Александра Сергеевна (1889 – 1952)
А. С. Коновалова – русская художница Серебряного века, типичный представитель искусства первого десятилетия ХХ века, когда русский символизм плавно перетекал в русский модерн. Училась в Центральном Строгановском училище технического рисования на рубеже XIX-XX веков, занималась рисунком и композицией под руководством И. И. Нивинского, Ф. О. Шехтеля, а также на курсе «стилизации растений» у М. А. Врубеля.
Александра Коновалова не входила ни в одно творческое объединение своего времени, почти не участвовала в выставках, преподавала, семьи не создала. А в 1934 году даже побывала в своеобразной внутренней миграции — поехала в художническую экспедицию на Чукотку, где и провела четыре года.
Александра Сергеевна Коновалова родилась в деревне Аннино Льговского уезда Курской области в большой дворянской семье.
После смерти отца в 1903 году она приехала в Москву, где в возрасте 14 лет поступает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Чуть позднее, в том же 1903 году Коновалова переходит в Строгановское училище. Там она училась одновременно с П. Уткиным, Н. Милиоти, Н. Сапуновым, П. Кузнецовым, поступившими туда раньше и создавшими знаменитую «Голубую розу», в которую Коновалова не вошла, но, безусловно, среда, от которой ее искусство питалось, была с ними общей.
Ее учителями были выдающиеся мастера русского символизма – Нивинский, Шехтель и Врубель. Она не только учится у Врубеля, но и помогает художнику в изготовлении его декоративных панно, исполняя черновую часть заказов. И после ухода учителя из жизни Александра Коновалова продолжает писать, в основном акварелью, используя посыл наставника.
В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра. Ещё будучи студенткой Строгановки, Коновалова начала свою преподавательскую деятельность, которой посвятила всю жизнь.
В 1911 году Коновалова работает в мастерской у К. Юона. Активная выставочная деятельность Коноваловой приходится на 1914-1918 годы, когда она вошла в общество «Свободное творчество», где также состояли Апполинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Давид Бурлюк. Естественно, окружение, взаимовлияние и творческий поиск сформировали новый изобразительный язык: к концу 1910-х годах она находит новые художественные средства, отходит от эстетики символизма и обращается к более традиционным сюжетам.
С 1908 по 1918 годы работала учителем рисования в 1-м городском Андреевском женском училище в Москве. С 1911 по 1919 –учителем рисования в Городском женском профессиональном училище имени братьев Бахрушиных.
В 1934 году, опасаясь репрессий, сама вызвалась поехать на Чукотку с целью запечатлеть быт коренных жителей. Коновалова одна из первых в живописи обратилась к культуре народов крайнего Севера. Она создавала картины, посвященные жизни и быту народов Крайнего Севера в реалистической манере.
На Чукотке Коновалова прожила четыре года, потом вернулась в Москву и продолжила преподавательскую деятельность. Приняла участие в выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному коммунистическому женскому дню в Москве в 1938 году.
Последние годы жизни художница вела скромную, неприметную, затворническую жизнь и дальнейшие обстоятельства жизни Александры Коноваловой до сих пор не до конца изучены. Из творческого наследия мастера до нас дошли только акварели.
Александра Сергеевна Коновалова умерла 11 января 1952 года в Москве.

Обратите внимание
Made on
Tilda