АЛЕКСЕЙ ПАУСТОВСКИЙ След человеческой жизни всегда в чём-то эфемерен, особенно, когда человек умер молодым. Жизнь художника Алексея Паустовского трагически оборвалась в 26 лет. Какая короткая жизнь. Но есть индивидуумы, способные за сколько-то лет выразить столь много, для чего другим требуются десятилетия. У безвременно ушедшего поэта Михаила Лермонтова есть подходящее к судьбе Алексея Паустовского стихотворение: Не смейся над моей пророческой тоскою; Я знал: удар судьбы меня не обойдёт; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдёт; Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти; – настанет час кровавый, И я паду; и хитрая вражда С улыбкой очернит мой недоцветший гений; И я погибну без следа Моих надежд, моих мучений; Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый; Пускай толпа растопчет мой венец: Венец певца, венец терновый!.. Пускай! Я им не дорожил.
Живопись, поэзия и музыка необыкновенно взаимопроникаемы, одно всегда дополняет другое. В тот временной период, когда жил и работал Алексей Паустовский, расцвело другое искусство нонконформистов, шестидесятников. Появились яркие, непризнанные официальными Союзами, поэты. Среди которых выделялся Генрих Сапгир, посвятивший Паустовскому сонет. Венок обвили траурные ленты: «От любящих врагов» «от профсоюза» «ЧИТАЕМ ВСЛУХ» – друзья интеллигенты» «ЗАБУДЬ И СПИ» – Божественная Муза» «От неизвестной – НАКОНЕЦ-то ТЛЕН ТЫ!» «ПРИЯТЕЛЮ – от Робинзона Крузо» «ЕВРЕЮ – от Советского Союза» «ЗАЧЕМ ТЫ НЕ УЕХАЛ? – диссиденты» «СКОРБИМ И ПЬЕМ – деятели искусства» «ПРОЩАЙ ДРУЖИЩЕ – водка и закуска» «СДОХ БАЧКА! СДОХ! СОВСЕМ ПРОПАЛ – монголы» «УШЕДШЕМУ С ТОСКОЙ – собака Ларри» «СВЕЖАТИНКЕ! – кладбищенские твари» «Соседи по могиле – НОВОСЁЛУ!» Художник отдарился рисунком с изображением заброшенного кладбища. Если говорить о творчестве, отец художника, писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: «… Романтическая настроенность не противоречит интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики. Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека».
Его все называли Алёша – в этом несколько интимном обращении многое скрыто, наверное, его любили окружающие. Короткая и трагическая жизнь… Как написала Елизавета Плавинская: «Известно, что Алексей Паустовский относился к своей живописи часто как к шутке, имитируя одними техниками другие, изображая странные реальные и нереальные сценки, но его живопись московского периода очень трагична, колорит её тёмен, и настроение сбивается зачастую в тяжёлое страдание». Художник Алексей Паустовский ещё только выходит к зрителю. Осмысление его судьбы и творчества впереди. Сегодня есть возможность пристально посмотреть на картины этого пришельца, из поколения детей великих тарусских «старцев». Любовь Агафонова