151. Владимир Стерлигов "Три Лика"

344
100000,00
р.

Владимир Васильевич Стерлигов родился 18 марта 1904 года в Варшаве в семье дворянина Василия Николаевича Стерлигова и Софии Яковлевны Стерлиговой, урожденной Чубаровской. Семья вскоре переехала в Москву. Родители художника, будучи сами учителями, с особым вниманием отнеслись к образованию сына. Мальчик был отдан в частную гимназию-сад известного педагога М.Свентицкой. Передовая методика Свентицкой основывалась на идее «разумного свободного воспитания» и продвигала, например, составление рассказов и свободных бесед по картинкам в качестве основного учебного упражнения для детей. Затем будущий живописец посещал Литературные курсы при Всероссийском союзе поэтов (1922–1925) и изучал живопись и рисунок в частных студиях (1923–1925).

В 1925-м женился на Лидии Ивановне Мейснер.

Летом 1925 года, после знакомства с художницей-авангардисткой из круга Малевича В. М. Ермолаевой, Стерлигов переехал в Ленинград, чтобы заниматься живописью в революционном во всех смыслах ГИНХУКе. Цель института состояла в исследовании мировой культуры сквозь призму научного подхода — так, отдел Малевича занимался анализом живописных систем импрессионизма, сезаннизма, кубизма, футуризма и супрематизма.

В рамках образовательного процесса Малевич разработал «теорию прибавочного элемента», ставшую центральной и для теоретической системы Стерлигова. Идея подразумевает выделение формального элемента, благодаря которому одна живописная система перестраивается в другую тогда, когда новый принцип прибавляется к старой концепции: «кривая Сезанна» к живописи импрессионистов, «серповидная кривая кубизма» к системе Сезанна, «супрематическая прямая» к кубизму и так далее. «…Это будет школа, а не работа в искусстве, которой вы будете заниматься позже, развивая СВОЙ прибавочный элемент», — объявил своим ученикам и коллегам Малевич.

Другими отделами института (органической культуры, общей идеологии искусства, материальной культуры) в разное время руководили М. В. Матюшин, П. Н. Филонов, Н. Н. Пунин, В. Е. Татлин, Н. М. Суетин, с которыми Стерлигов, безусловно, познакомился, так как устройство организации предполагало тесное взаимодействие творческих групп между собой. Впоследствии в своем творчестве художник проведет тщательную ревизию доктрин лидеров авангарда:

«От Филонова — напряжённое внимание к микрочастице поверхности.

От Малевича — ощущение супрематичности природы Вселенной.

От Татлина — национальные свойства.

От Матюшина — “импрессионистический” кубизм»


После закрытия ГИНХУКа (1926) Стерлигов вместе с группой коллег следует за Малевичем сначала в Государственный институт истории искусств, а затем и в экспериментальную лабораторию при Государственном Русском музее.

Параллельно с этим Стерлигов сближается с поэтами ОБЭРИУ (1927–1930) А. И. Введенским и Д. И. Хармсом. Абсурдистская поэтика и алогизм произведений ее членов быстро стали целью для нападок официальной критики, так что участникам пришлось ограничиться издательством литературы для детей. Вместе с ними Стерлигов трудится в ГИЗе, создает иллюстрации и тексты для детских журналов «Чиж» и «Ёж». В 1930-е годы был издан целый ряд книг с оформлением Стерлигова, в том числе его собственные сочинения «Огород» и «На самолете в Америку».

Уже в 1930 году Стерлигов начинает преподавать, а в 1932-м вступает в Союз художников. Работы живописца экспонируются на знаменитой выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Москве и Ленинграде (1932–1933). Кажется, что художник переживает стремительный карьерный взлет.

Тем не менее неотвратимо надвигалось ужесточение режима. Первым сигналом к этому стало постановление о перестройке художественных организаций (1932). Фактически оно означало полное упразднение плюрализма в художественной сфере и выстраивание жесткой централизованной политики в искусстве. В 1934-м Стерлигов, как и многие другие представители живописного или архитектурного «формализма», был осужден по обвинению в антисоветской деятельности. Вскоре после ареста погибает жена художника, Л. И. Мейснер. До конца 1938 года он отбывает срок в Казахстане.

Вернувшись из заключения, художник, несмотря на запрет властей, нередко бывал в Москве, поддерживал общение с Хармсом и Введенским. Сначала жил в Петушках Московской области, затем в посёлке Малая Вишера под Нижним Новгородом. В 1941-м был мобилизован на ленинградский фронт и за участие в боях награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1942-м, получив ранение, отправлен в эвакуацию в Алма-Ату.

Несколько лет, проведенных в эвакуации (1942–1945), ознаменовались множеством событий для Стерлигова: он преподавал в организованной им же студии в Союзе художников, в художественном училище, прошла его первая персональная выставка (1943), некоторое время он даже был секретарем бюро графической секции Союза художников КазССР. Здесь же живописец женился во второй раз — на художнице Т. Н. Глебовой, ученице П. Н. Филонова, которая разделяла его интересы в искусстве.

В ноябре 1945 года Стерлигов вернулся в Ленинград и вступил в ЛОСХ. В послевоенные годы он занимался преимущественно журнальной и книжной графикой, оформлением упаковок различных фабричных изделий. Около 20 лет на постоянной основе сотрудничал с детским журналом «Мурзилка» (1953–1973).

Оттепельные 1960-е стали, хотя и весьма условно, но всё же «глотком свободы» для советского искусства и вместе с тем кульминацией развития творческого метода художника. Именно на них приходится основной пласт сохранившихся до нашего времени произведений Стерлигова. Следуя заветам Малевича времен ГИНХУКа, он выделяет свой собственный «прибавочный элемент» — две линии, прямая и кривая, составляющие его «чашно-купольную систему». Чаша и купол, по мнению автора, последовательно находят свои отражения в структуре Вселенной, все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Концепция Стерлигова — это, по сути, одна из грандиозных авангардных теоретических систем, генетически связанная и с супрематизмом, и с органической живописью Матюшина. Своего рода манифестом живописца стало произведение «Купол» (1960), где черный квадрат вписан в купольную форму. Оно провозглашает одновременно и установление новой системы Стерлигова, и прямую преемственность ее учению великого авангардиста.

На этом фоне вокруг художника собирается группа последователей. В так называемую «Старопетергофскую школу» входят жена художника Т. Н. Глебова, С. Н. Спицын, П. М. Кондратьев, В. П. Волков и еще ряд художников. В объединении воспроизводится практика ГИНХУКа, основные принципы преподавательской стратегии Малевича Стерлигов соединяет со своими личными теоретическими открытиями. Работы художника впервые появляются на официальной выставке ЛОСХа (1966), их совместные с женой выставки проходят в Научно-исследовательский институте теории и истории архитектуры и в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (1970).

Следует подчеркнуть, что в течение всей жизни Стерлигов занимался поэзией и прозой, встречая горячее одобрение коллег по литературному творчеству. Во время войны он писал филологу И. А. Потаповой, с которой его связывала хотя и недолгая, но крайне насыщенная в романтическом и интеллектуальном плане личная переписка: «…А Хармс сражен. Веселился от души. Он сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого и что я, Ваш покорный слуга, бродяга непутевый, большой поэт!». Ранние литературные произведения Стерлигова (как и большинство живописных) погибли во время его ареста в 1934 году. Последующие сочинения были опубликованы посмертно.

Владимир Васильевич Стерлигов умер 1 ноября 1973 года в Петергофе. Спустя более двадцати лет после смерти художника в Государственном Русском музее прошла первая масштабная ретроспектива его творчества («Дух дышит, где хочет», 1995). Следующая развернутая экспозиция работ Стерлигова была представлена в галерее «Элизиум» («И после квадрата я поставил чашу…», 2010) и сопровождалась каталогом с теоретическими размышлениями и письмами художника, статьей Г. Г. Поспелова и интервью А. В. Повелихиной.

Работы художника находятся в коллекциях художественного музея Зиммерли (Нью-Брансуик, США), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Московского музея современного искусства (Москва), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) и других музеев по всей России.



Обратите внимание
Made on
Tilda