ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович 10 июля 1892 (22 июля 1892), с. Коджори (недалеко от Тбилиси) – 1 сентября 1969, Тбилиси
Прошёл через многие увлечения в искусстве – академизм, футуризм, кубофутуризм, сезаннизм, примитив, но при этом остался цельным и оригинальным художником. Жизнь его, как писал он сам в неизданной рукописи «Я вспоминаю», была скромна, посвящена труду и искусству. Поиск своего пути, творческой манеры, жизнеутверждающей и пронизанной любовью к жизни, к человеку, характерны для всего творчества художника. Старший брат И.М. Зданевича. Отец – Михаил Андреевич Зданевич, потомок ссыльного поляка, выпускник Сорбонны, знал несколько языков, преподавал в тифлисской гимназии. Мать – Валентина Кирилловна, урождённая Гамкрелидзе, воспитывалась в приёмной русской семье, пианистка, в юности была ученицей П.И. Чайковского, поддерживала увлечение сыновей искусством. Прошёл через многие увлечения в искусстве – академизм, футуризм, кубофутуризм, сезаннизм, примитив, но при этом остался цельным и оригинальным художником. Жизнь его, как писал он сам в неизданной рукописи «Я вспоминаю», была скромна, посвящена труду и искусству. Поиск своего пути, творческой манеры, жизнеутверждающей и пронизанной любовью к жизни, к человеку, характерны для всего творчества художника. Кирилл Зданевич окончил в Тифлисе 1-ю мужскую гимназию, учился на курсах живописи и рисования у выдающегося педагога Н.В. Склифосовского. В 1910 он уезжает в Москву, затем в Петербург, где поступает в ВХУ при ИАХ. Становится активным участником художественной жизни северной столицы, одним из лидеров «всёчества». В 1913–1915 работал с В.Е. Татлиным в московской студии «Башня». Входил в объединения «Ослиный хвост» и «Мишень». Вместе с братом участвовал в выпуске футуристических манифестов. Иллюстрировал книги поэтов-футуристов. Пребывание в Москве, знакомство с Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионовым, М.В. Ле-Дантю, изучение русской и европейской живописи изменили взгляды Зданевича на искусство. В 1912 вместе с Ле-Дантю он приезжает в Тифлис, где друзья открывают живопись Нико Пиросмани. Зданевич, уже признавший истинность и ценность народного творчества, художественного примитива, на всю жизнь становится популяризатором и исследователем творчества гениального грузинского самоучки. Пребывание в Париже в 1913–1914 сыграло определённую роль в решении новых творческих задач молодого художника: он ищет новые средства выражения, создаёт новые композиционные построения. И, наверное, не случайной была оценка Пабло Пикассо, написавшим «5+ Пикассо» на стене ателье А.П. Архипенко, где состоялась выставка картин Зданевича. Участвовал в Первой мировой войне. После ранения вернулся в Тифлис. В 1915 женился на В.В. Валишевской, сестре своего друга, художника Зиги (Зигмунта) Валишевского. В этом браке у Зданевича родился сын Павел. В 1910-х художественная жизнь Тифлиса была очень насыщенной. Кроме братьев Зданевичей, здесь живут и работают А.Е. Кручёных, И.Г. Терентьев, Колау Чернявский, Ю.Н. Марр, Л.Д. Гудиашвили, Д.Н. Какабадзе и другие. Зданевич создаёт ряд станковых картин, расписывает стены музыкальной студии Бендицкого, кабаре «Ладья аргонавтов», литературно-художественного подвала «Фантастический кабачок», оформляет спектакли и книги своих друзей. Вместе с братом по-прежнему собирает картины Пиросманишвили, несмотря на нужду. В 1917 состоялась выставка картин, написанных Зданевичем в 1912–1916. Его живопись назовут «оркестровой», подчёркивая сочетание в ней различных стилей. В 1924 художник женился на О.Г. Петровой, в этом браке родились две дочери – Мирель и Валентина. Зданевич попеременно живёт и творит в Москве и Тбилиси. В 1926 – он один из авторов текстов и иллюстратор первой (коллективной) монографии о художнике Пиросманишвили. С 1949 по 1959 обвинённый по ложному доносу Зданевич отбывал заключение в лагере в Воркуте. После реабилитации вернулся в Тбилиси. О своём аресте и лагерной жизни он никогда ничего не рассказывал. Несмотря на испытания судьбы, он по-прежнему активно работает, пишет картины, пишет статьи и книги о Пиросманишвили, воспоминания о друзьях своей молодости, деятелях грузинской и русской культуры. В 1963 художнику присвоили звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, немногим ранее он был принят в члены СХ Грузии. В 1966 он едет в Париж к брату Илье. Как и в юности, Зданевича ошеломляет творчество художников всех стилей и направлений. Его парижский цикл работ был по достоинству оценён тбилисской публикой на выставке «Париж глазами художника» в марте 1967. Ещё раз, но уже после смерти, Кирилл и Илья «встретились» на выставке «Братья Зданевичи. Тбилиси–Париж» в НМГ в 1989 (к выставке был издан обширный иллюстрированный каталог). Похоронен в Пантеоне общественных деятелей Грузии в Тбилиси.