33. Анатолий Каплан «Еврейская шуточная песня»

57
150000,00
р.
Экспертиза по запросу.
Анатолий Львович Каплан (1902-1980)Советский живописец, график (1903–1980). Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. В 1937–1940 работал в руководимой Г.Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников). В своих композициях в духе лирического экспрессионизма – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства. Среди его произведений – альбомы на темы Шолом-Алейхема (Касриловка, 1941; Заколдованный портной, 1957; Тевье-молочник, 1961; Стемпеню, 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963). С конца 1960-х годов активно занимался керамикой (плакетки, декоративные блюда и тарелки, скульптура малых форм в технике шамота, цветной глазури и ангоба). Умер Каплан в Ленинграде 3 июля 1980. Танхум б. Лейви-Ицик Каплан родился в 1902 году в Рогачеве, в небольшом городке на территории нынешней Белоруссии, где еврейский быт перемежался с русским. Удивительный, выросший из детских воспоминаний, образ еврейского местечка, восточноевропейского кусочка «Идишланда», в чем-то схожего, а в чем-то отличающегося от множества таких же местечек в Румынии или Польше – вобрал в себя всю красоту еврейских сказок, песен, юмор пословиц, запах еды и распускающихся весной деревьев. Этот исчезнувший мир, казалось бы, способный оставаться лишь чудесной сказкой, отголоском юношеского сознания, потом, многие десятилетия спустя, пришел к восторженной публике на бумаге благодаря Танхуму – в русском паспорте Анатолию – Каплану: одному из немногих признанных властями еврейских художников. Сообразно требованиям национальной политики каждый малый народ в СССР имел своего композитора, писателя или художника. Вот и евреям официально выделили писателя – Шолом-Алейхема, и художника – Каплана. Имена их сегодня неразделимы: лучшие иллюстрации к «Тевье-молочнику», «Стемпеню», как и ко многим другим произведениям классика, сделаны именно Капланом и, вне сомнения, обладают самостоятельной художественной ценностью. На популярность, тем более зарубежную, художнику, закончившему Репинскую академию по классу живописи, жаловаться не приходилось, особенно в 60-70-е годы. Выставки проходили по всей Европе, в США и Канаде. Как живописец А. Каплан в 20-е годы черпал мастерство у А. Рылова, К. Петрова-Водкина, Г. Верейского, в экспериментальной литографической мастерской которого работал до конца 30-х годов. После окончания академии он остался в Ленинграде, где всю оставшуюся жизнь занимался промграфикой, иллюстрируя книги. Также в начале 50-х Каплан работал главным художником Ленинградского завода стекла. В историю искусства прочно вошли его камерные виды Петербурга, иллюстрации к Чехову, Хармсу («Елизавета Бам»), но основным в его творчестве были еврейские мотивы: песни, сказки, жанровые сценки – то, чем с рождения была наполнена его душа. Мир его графики состоит из трепетных персонажей безвозвратно ушедшей культуры: тонкие, пульсирующие штрихи, дымка фонов, будто люди и дома выплывают из сна или смотрят на нас из Рая. Мастерство рисовальщика проявилось наиболее ярким образом в его карандашных работах: художник добивался прозрачности в карандаше, многие его композиции сделаны как бы из воздушной субстанции, что производит ощущение нереальности бытия. Мы видим смещение акцентов, недосказанность: влюбленная пара на листах дублируется целующимися птицами, парочкой козочек. Его подсолнухи – это и цветы, и шепчущиеся старухи, а плетень у дома – молящиеся в талесах евреи. Подобное можно увидеть и у Шагала, и у Мазеля, и, конечно, у Мане Каца, но лишь Каплан смог достичь непревзойденной «карандашной хрупкости» в передаче этого фантасмагорического мира. Листы его работ можно смотреть бесконечно, всякий раз открывая новый смысл той загадочной реальности, что оставлена нам в наследство благодаря творчеству Анатолия Каплана.
Made on
Tilda