26. Алексей Федорович Пахомов "Обложка "Чиж""

500000,00
р.
Экспертиза по запросу


Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии, художник знакомым нам с детства книг. Учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица — Государственных трудовых мастерских декоративного искусства у М. В. Добужинского, Н. А. Тырсы, С. В. Чехонина и В. И. Шухаева. С 1920 учился у В. В. Лебедева, работал в Окнах сатиры РОСТА. В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения “Круг художников”, эстетически близкому московскому ОСТ. В 1921 году был принят в “Объединение новых течений в искусстве”, возглавляемое Н. Тырсой, В. Лебедевым и В. Татлиным, и в том же году участвовал на выставке этого объединения. В 1923 году на “Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1918-1923” снова участвовал в группе этого объединения. В 1925 окончил живописное отделение ленинградского ВХУТЕИНа, где учился у Его учителями были Александр Иванович Савинов, Сергей Васильевич Чехонин и Василий Иванович Шухаев. С 1925 года иллюстрировал книги для детей В.В. Маяковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто.
Лауреат Государственных премий СССР: 1946 – за серию литографий «Ленинград в дни войны и блокады.
Работы находятся в Государственном музее изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), музеях Архангельска, Калуги, Новосибирска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Тамбова, Твери, зарубежных музейных собраниях.

Обычно нам знакомы судьбы будущих советских художников из малоимущих крестьянских семей, в юности восторженно принявших революцию в надежде на то, что его утопающее в нищете село наконец будет жить лучше. Тем интереснее путь в революционном искусстве Алексея Пахомова, чью деревню Варламово в районе Вологодской области сложно было назвать по общим меркам бедной: “Дома у нас строили большие – по 3-4 избы под одной крышей. В одной избе жили зимой, в другой – летом, а в третьей не жили совсем. Эта изба была для красоты”. Весной, на Пасху, в этой праздничной избе вся горница от потолка до пола, как обоями, была оклеена старинными лубочными картинками с ручной раскраской. На эти «выставки» в разных домах коллективно приходили жители и разглядывали картинки.
Так какого счастья в новой жизни искал выпускник авангардного ленинградского ВХУТЕИНа? Общество “Круг художников”, куда он входил, в своей живописи разрабатывали концепцию стиля эпохи, коллективного, единого (пусть религиозного) сознания - Коллективный труд.
Как известно, авангардный ВХУТЕИН был расформирован в 1930-м году, тогда же и была написана эта работа. “В будущем обществе все предметы, весь материальный мир будет пронизан искусством, будет созданием художника. Вот какова была эта новая идея, завладевшая мною” - мечтал в те годы Алексей Федорович Пахомов, при этом так и не разделивший устремлений авангардистов. Учитывая, что сейчас мы переживаем эпоху дизайна, он смотрел в будущее и был прав.

Искусствовед Лидия Вулох


Made on
Tilda