37. Дмитрий Краснопевцев. Череп в мусорном ведре.

1500000,00
р.
Дмитрий Краснопевцев – один из наиболее известных и прославленных художников советского нонконформизма. Его художественный язык принято описывать как «метафизический натюрморт», соединяющий традиции художественного символизма и сюрреализма, метод, позволяющий выявить скрытое, сакральное содержание в языке повседневного человеческого быта. Представленная работа датируется концом 1960-х гг. – временем, когда метод и стиль художника уже приобрели сложившиеся черты. Работа выполнена в аскетически скупой, монохромной колористике, напоминающей старые выцветшие фотографии или гравюры из печатных гримуаров XVII – XVIII веков. В ней самым ярким образом проявлен метафизический метод, описанный выше. В пространстве натюрморта соединены два предмета, обладающие очевидным метафизическим смыслом. Череп – древнейший сакральный символ, сопровождающий всю духовную историю человечества, символ смерти, но в то же время и символ мудрости, вместилище духовной и жизненной силы, связь с предшествующими поколениями. В свою очередь, мусорное ведро – очевидный антисакральный символ «нечистого» места, куда выбрасывается все ненужное, отжившее, вредное, грязное. Если сам череп изображен пусть и условно, но все довольно реалистично, то ведро словно магически преобразилось: оно изображено посредством архаических изобразительных техник, в обратной перспективе, как на древних восточно-православных иконах, если бы не подпись автора, мы могли бы увидеть в изображенном предмете нечто иное – ведро, долженствующее уничтожить «выброшенный» символ, само обратилось в нечто предельно символическое.