51. Евгений Рухин. Композиция с уткой.

1300000,00
р.
Каждая цивилизация производит свой набор артефактов, то есть предметов, созданных человеком, в основном, утилитарного назначения. Нонкомформизм художника-новатора Евгения Рухина второй половины ХХ века заключается в том, что художник переосмыслил систему советской цивилизации путем извлечения ее артефактов и помещения их в свое художественное пространство, позволяющее вскрыть их истинный смысл и назначение. Рухин отказывается от ее единственной на всех системы осмысления мира и места человека в мире. Существуя в закрытой системе координат, Рухин, подобно другим представителям неофициального искусства становится самостоятельным исследователем истории человечества, существовавшей до него и скрытой от социума. Изучение иконописи интуитивно приводит его к работе в техниках ассамбляжа, коллажа, реди-мейда, а также к истокам авангардных течений начала века.

«Композиция с уткой» относится к характерным, сложно сделанным вещам Е.Л. Рухина. Это трехмерная композиция является редким памятником советского неофициального искусства и представляет безусловную художественную и коллекционную ценность. «Реди-мейд» Рухина здесь использован как художественно-эстетический принцип: во-первых, как способ увидеть искусственную реальность цивилизации, во-вторых, ее осмыслить; при этом его искусство мастера не лишено романтики, лиризма, трогательности, и трепетного напряжения жизни и своего времени, свойственной его поколению послевоенного авангарда. Образ, обозначенный им как «утка» –абстрактный символ, возможность проникновения в разные уровни бытия, соединяющий два мира – символический и реальный. Ткань – символическое отображение уровня материалистического поверхностного восприятия. Птица переносит нас из поверхностного слоя в глубинный. Совершенно очевидно, что структура работы отчетливо иконописна. Таким образом, художественные исследования Евгения Рухина органично вписываются в историю мирового искусства.

Включение различных, найденных предметов (в данном случае это ткань), мастерская работа с фактурой живописной поверхности, использование эффекта фактурного, глубокого растрескивания красочного слоя, – позволяют добиваться особой художественной, пластической выразительности, и своеобразного «звучания» картины.

Работа была куплена у художника легендарным коллекционером Александром Глезером в 1974 г. Авторство подтверждено экспертизой В. C. Силаева на основании изучения художественных материалов, анализа и сравнения исследуемой работы «Композиция с уткой», с произведениями Е.Л. Рухина 1970-х годов из музейных и частных коллекций.