84. Василий Каменский "Аэростат"

100000,00
р.
КАМЕНСКИЙ
Василий Васильевич
5 апреля 1884 (17 апреля 1884), близ Саратова (на пароходе; по другим сведениям: с. Усть-Боровское, Соликамск) – 11 ноября 1961, Москва
В начале 1890-х в составе театральной группы гастролировал по городам России. В 1903 попал в труппу В.Э.Мейерхольда. В 1906 переехал в Петербург. Учился на Высших сельскохозяйственных курсах. В 1908 стал секретарём журнала «Весна», в котором напечатал прозу В.В.Хлебникова. В конце 1908 начал учиться живописи у Н.И.Кульбина и в 1910 принял участие в устроенной им выставке «Импрессионисты» (Петербург). Немногочисленные живописные произведения Каменского этого периода (например, «Павлин». 1910. ПГХГ) свидетельствуют скорее об их фовистской стилистике.
Сблизился с Е.Г.Гуро и М.В.Матюшиным и стал редактором и участником первого футуристического сборника «Садок судей» (Петербург, 1910).
В 1910 увлёкся авиацией, летал на моноплане. В 1911 поехал в Париж на учёбу в мастерские французского авиатора Луи Блерио. На протяжении 1911–1912 совершал показательные полёты и читал лекции по авиации в России и Польше. 29 апреля 1912 над Ченстоховой попал в авиакатастрофу, но остался жив.
В 1913 поселился в собственном имении под Пермью, в самой Перми читал лекции о современной литературе и устроил персональную выставку. В конце 1913 возвращается в Москву, где сближается с членами группы «Гилея», поэтами-футуристами В.В.Маяковским, Д.Д.Бурлюком, выступает с ними на поэтических вечерах и диспутах, принимает участие в знаменитом Всероссийском турне футуристов – лекционной поездке по городам России (турне было продолжено в 1914 на Украине, в Поволжье и на Кавказе), а также в многочисленных футуристических изданиях (в том числе в «Первом журнале русских футуристов»).
Особое место в авангардном творчестве Каменского занимают так называемые «железобетонные поэмы» – пятиугольные по форме книги, напечатанные на обоях (или их оборотной стороне): «Нагой среди одетых» (совместно с А.Кравцовым) и «Танго с коровами» (обе – М., 1914; последняя была издана Д.Бурлюком). Эти книги являются характерным примером кубофутуристической визуальной поэзии, смысл которой – своего рода ребус. Разгадку одного из таких ребусов – железобетонной поэмы «Константинополь» – дал А.А.Шемшурин с интерпретацией отдельных слов и фраз (Стрелец. Cб.первый. Пг., 1915). Тогда же у Каменского зародилась идея устройства уличных выставок, которую он осуществил в 1918 (см.: заборная живопись). В 1915 проводил совместные выступления с «футуристом жизни» В.Р.Гольцшмидтом. В 1916–1917 жил в Тифлисе, где участвовал в футуристических акциях.
Участвовал в авангардных выставках «№4. Футуристы, лучисты, примитив» (март 1914. Москва), «0,10» (декабрь 1915 – январь 1916. Петроград) и «Бубновый валет» (ноябрь–декабрь 1917. Москва).
После революции Каменский жил в Москве, написал воспоминания о футуристическом движении «Его – моя биография Великого Футуриста» (М., 1918) и «Путь энтузиаста» (М., 1931).
В 1950-е, будучи инвалидом, Каменский левой рукой рисовал цветными карандашами многочисленные пейзажи и делал коллажи (альбомы хранятся в РГАЛИ).


Обратите внимание
Made on
Tilda