Фонвизин Артур Владимирович (1883 – 1973) Артур Владимирович Фонвизин – знаменитый русский и советский живописец-акварелист. Один из наиболее самобытных мастеров, вышедших из круга «Маковец», корифей акварельной живописи. Фонвизин был вдохновителем для целой плеяды молодых художников-нонконформистов. Учился в МУЖВЗ у М.П. Клодта и В.Н. Бакшеева, затем в частных академиях в Мюнхене. Член АХРР, «Общества московских художников». С конца 1920-х гг. работал почти исключительно в технике акварели. Артур Владимирович Фонвизин родился 11 января 1883 года в Риге в семье чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ ученого лесовода Вольдемара Карловича фон Визена. При крещении в лютеранской церкви получил имя Артур Вильгельм. В 1889 его отец получил назначение в Тульскую губернию. Семья переезжает по месту службы отца в Тулу, где младшего сына определяют в прогимназию. С семилетнего возраста Артур начал заниматься рисованием. Отца переводят по службе во Владимирскую, а затем в Костромскую губернию. В 1900 году после сдачи экзаменов Фонвизин был зачислен в 3-й художественный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фонвизин быстро вошел в ученические группы — и авангардистскую, под условным руководством Михаила Ларионова, и символистскую, под руководством Павла Кузнецова. Осенью 1903 года он перешел в головной живописный класс. Учился у К. Коровина и В. Серова. В 1904 году Ларионов и Фонвизин устроили в учебном классе самовольный показ своих работ, которые ехидно комментировал Сергей Судейкин, за что он получил от Фонвизина в нос. Артур Фонвизин был исключён из училища вместе с Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным. Осознав необходимость серьезной профессиональной подготовки, в 1904 году Фонвизин едет в Мюнхен, где занимается в мастерской Геймана и Гарднера. В Мюнхене в то время обосновалась целая колония русских художников (в их числе В. Фаворский, К. Истомин и др.) В 1906 году Фонвизин возвращается в Россию. Он живет в деревне у родителей, затем едет в Петербург, чтобы принять участие в выставке «Голубая роза». После этого Фонвизин вновь возвращается в Мюнхен, и по договоренности с Ларионовым высылает написанные в Мюнхене произведения в Москву. Сам художник в то время жил на средства, полученные от продажи Ларионовым работ. В 1910 году Фонвизин окончательно вернулся в Россию, начал принимать участие в выставках бубнововалетовцев. Жил он тогда попеременно в Мологе у родителей, а приезжая в Москву, останавливается у Ларионова. Предоставил работы на Рождественскую акварельную выставку, организованную Московским обществом любителей акварели, и получил одобрительный отзыв художника В. Поленова. В 1912-м, Ларионов включает 15 произведений Фонвизина в экспозицию авангардной выставки «Ослиный хвост». Не желая ассоциирования своего творчества с авангардистами, Артур Фонвиин разорвал отношения с Михаилом Ларионовым. Вскоре после начала первой мировой войны Фонвизин уезжает в Тамбовскую губернию. Там начинается новый, продолжающийся более десяти лет, период, когда художник пишет только с натуры. Во время событий Октябрьской революции находился в Москве. Вместе с Константином Зефировым уезжает к его семье в деревню Карандеевку Инжавинского уезда Тамбовской губернии. Зиму они провели в летнем домике в деревне Зубчаниновке, где работали по семь часов в день над пейзажами и натюрмортами. Фонвизин женится на крестьянской девушке Елене Николаевне Богомоловой – родной сестре жены Зефирова. Вместе с Зефировым организует культурно-просветительский кружок для карандеевских детей. С 1922 года участвует в выставках объединения «Маковец». В 1923 году Фонвизин преподает в нижегородском художественном техникуме, затем в 1926-1927 годах вновь возвращается в Тамбовскую студию изобразительного искусства. В 1927 году Фонвизин переехал в Москву и жил у Константина Зефирова. Познакомился с художницей Наталией Малкиной, с которой связал свою дальнейшую жизнь. Работал для журналов «Пионер», «Зорька» и в газете «Гудок». Первая персональная выставка состоялась в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году. В 1937 году, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве, был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). В 1943 году находился в эвакуации в Казахстане. Затем возвращается с семьей в Москву, где работает по заказу главного режиссера Московского театра драмы (ныне Московский государственный академический театр им. В. Маяковского) Н. Охлопкова над серией акварельных портретов артистов театра. В 1958-1960 жил в деревне Пирогово, где писал пейзажи. Был удостоен медали на Всемирной выставке в Брюсселе за акварельный портрет балерины ГАБТ М. Семёновой. Как до войны, так и после, не прекращал выставляться — персональные выставки Атура Фонвизина прошли в 1940, 1944, 1947, 1955, 1958 и 1969 годах В 1970 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Артур Владимирович Фонвизин умер 19 августа 1973 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.